Гражданская авиация России, Топ-20 событий 2013 года.

Аналитический холдинг Фонд «Петербургская политика»
holding-media.ru fpp.spb.ru

Аналитический холдинг и Фонд «Петербургская политика» представляют серию обзоров «Топ-события 2013 года в российских отраслях».

В рамках обзоров выявляются наиболее значимые и резонансные, по мнению авторов, события, которые определили специфику ситуации в отрасли в уходящем году – действия ключевых игроков, конфликтные точки, изменения на рынке, решения органов государственной власти.

В рамках серии будут представлены обзоры по ключевым событиям в авиационном и железнодорожном транспорте, космической отрасли, металлургии, агропромышленном и оборонно-промышленном комплексах, электроэнергетике, ЖКХ, производстве алкоголя, потребительском кредитовании и других отраслях.

Аналитический холдинг (www.holding-media.ru) основан в 2009 году бывшими сотрудниками одного из департаментов Центра политической конъюнктуры России. Основная специализация компании – подготовка медиа-исследований по ситуации в отраслях российской экономики.

Фонд «Петербургская политика» (fpp.spb.ru) работает на рынке с 2002 года и является одним из наиболее цитируемых исследовательских фондов, активно публикующих рейтинги и обзоры политических процессов и ситуации в российских регионах.

Мы будем признательны за упоминание нашего авторства обзоров при публикации в средствах массовой информации.

 

 

Гражданская авиация России

 

Топ-20 событий 2013 года

 

 

 

Событие

Краткое описание

1

Крушение Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан» в Казани

17 ноября в международном аэропорту Казани разбился Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан», который следовал регулярным рейсом из Москвы. Погибли 44 пассажира и 6 членов экипажа. После этого появились ожидания скорого отзыва лицензии у авиакомпании «Татарстан».

Кроме того, в 2013 году в России происходили другие катастрофы в гражданской авиации. В числе наиболее –заметных - в селе Преображенка Иркутской области (май, разбился вертолет Ми-8, участвовавший в мониторинге паводковой обстановки, погибли все 10 человек на борту), в районе им. Полины Осипенко Хабаровского края (Ми-8, погибли 5 человек), в Якутии  (в июле потерпел катастрофу вертолет Ми-8, летевший из поселка Депутатский в село Казачье, погибли 24 человека из 28).

Согласно статистике, пассажиры российских авиакомпаний гибнут в авиакатастрофах в 4 раза чаще, чем пассажиры остальных мировых перевозчиков. В среднем в мире гибнет 1 авиапассажир из 4,7 млн., в то время как в РФ – 1 пассажир из 1,2 млн.

2

Запуск в тестовом режиме нового пассажирского  терминала в Пулково

4 декабря новый пассажирский Терминал-1 аэропорта «Пулково» начал принимать первых пассажиров в рамках тестовой эксплуатации. В дальнейшем рейсы авиакомпаний будут постепенно переводиться из действующих терминалов (Пулково-1 и Пулково-2) в новый Терминал-1 аэропорта «Пулково». Перевод всех рейсов планируется завершить до конца января 2014 года.

3

Разрешение иностранным летчикам работать в России

Правительство РФ одобрило законопроект, разрешающий иностранным пилотам работать членами экипажей российских воздушных судов гражданской авиации. Закон будет действовать до 1 января 2019 г. В течение этого периода планируется привлекать до 200 иностранных пилотов год. Речь идет прежде всего о командирах воздушных судов.

4

Введение системы невозвратных билетов с 2014 года

Министерство транспорта РФ приняло решение о введении системы продажи невозвратных авиабилетов с 2014 года. Кроме того, будет установлена возможность отказа пассажира от включения в цену билета стоимости перевозки багажа. Ранее Минтранс РФ уже разрешил отказываться от еды и тем самым не включать ее в тариф.

Ожидается, что нововведения откроют возможность для работы на российском рынке лоукост-компаний. Федеральная антимонопольная служба настаивает на том, что невозвратные авиабилеты должны быть минимум на 25% дешевле, чем возвратные.

5

Приостановка объединения аэропортов Внуково, Шереметьево и Домодедово в единый Московский авиаузел

Министерство транспорта РФ объявило об отсутствии планов объединения имущественных комплексов или акций этих аэропортов в едином центре. Поводами для сворачивания проекта называются недостаточное финансирование и непрозрачная система владения собственностью. Кроме того, у частных инвесторов нет общего мнения относительно масштабов дальнейшего роста перевозок в воздушной зоне Московского авиаузла.

Одновременно Федеральная антимонопольная служба добилась кардинального изменения соглашения о стратегическом сотрудничестве между аэропортом Шереметьево и «Аэрофлотом». Была изъята формулировка об обязанности Шереметьево не выдавать временные слоты другим авиакомпаниям в пределах 30 минут от времени вылета или прилета рейсов «Аэрофлота» по тем же направлениям. Авиакомпания не получит также контроль над Южным терминальным комплексом.

6

Раскрытие структуры собственности аэропорта Домодедово

Московский аэропорт Домодедово опубликовал информацию о том, что предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в Домодедово в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин Российской Федерации Дмитрий Каменщик.

7

Арест лидеров «Шереметьевского профсоюза летного состава»

Представители региональной общественной организации «Шереметьевский профсоюз летного состава» стали фигурантами уголовного дела по статье «Мошенничество в особо крупном размере». По версии следствия, они вымогали 100 млн. рублей у одного из директоров «Аэрофлота» за урегулирование вопросов перерасчета зарплаты и отмену протестных массовых акций пилотов. 19 октября было объявлено о взятии с поличным исполнительного директора профсоюза Алексея Шляпникова и вице-президента Валерия Пимошенко при получении ими первой части незаконного вознаграждения в размере 10 млн рублей. Суд санкционировал арест до 19 декабря.

8

Продление субсидий по кредитам на покупку отечественных самолетов

Правительство РФ продлило до 2015 года действие постановления о предоставлении субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат по кредитам, полученным на закупку отечественных самолетов. До сих пор государство возмещало 90% от ставки рефинансирования ЦБ по кредитам, полученным до 2012 года. Теперь Минпромторгом заключены договоры с лизинговыми компаниями на субсидирование процентных ставок по кредитам на финансирование поставок около 50 самолетов Ил-96-300, Ту-204/214, SSJ-100, Ан-148, Ан-124 и тренажеров к ним.

В рамках мер по поддержке отечественного авиастроения правительство РФ также предоставило ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" госгарантии на финансирование работ по самолету Sukhoi Superjet-100. Госгарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств ГСС по возврату суммы кредита, привлеченного во Внешэкономбанке, начиная с 1 января 2015 года. Таким образом, не потребуется дополнительных расходов федерального бюджета ранее этого срока. Срок погашения кредита - не более 12 лет.

Кроме того, объявлено о господдержке авиакомпаний, эксплуатирующих SSJ-100. Государство будет субсидировать покупку Sukhoi Superjet-100 и Ан-148, а также создание новых маршрутов. Это призвано обеспечить хотя бы минимальную рентабельность эксплуатации отечественной авиатехники.

9

Покупка «Аэрофлотом» 50 самолетов Boeing-737 и 22 самолетов A350

Собрание акционеров «Аэрофлота» одобрило сделку по приобретению 50 самолетов Boeing-737 NG и изменению условий по приобретению 22 самолетов A350XWB (8 A350-800XWB и 14 A350-900XWB). Стоимость сделки «Аэрофлота» и Airbus на поставку 22 самолетов A350 не превышает $3,126 млрд без учета таможенных платежей. Сроки поставок перенесены с 2018 года на 2023 год. Стоимость операционного лизинга 50 самолетов Boeing-737 NG сроком на 12 лет составит $3,5 млрд.

10

Отказ от проекта упразднения ввозных пошлин на иностранные самолеты малой вместимости

Минпромторг РФ отозвал предложение об обнулении таможенных пошлин и НДС на ввоз турбовинтовых пассажирских самолетов вместимостью до 72 кресел. Решение об отказе от обнуления пошлин было принято после того, как в ходе авиасалона МАКС-2013 «Ростех» подписал с Bombardier и Airbus меморандумы о намерении организовать на территории России сборочное производство. На текущий момент Госкорпорация прорабатывает вопрос об организации сборки самолетов Bombardier и ATR. Окончательное решение по созданию совместного предприятия будет принято до конца 2013 года. Многое будет зависеть от договоренностей по рынкам сбыта воздушных судов, собираемых в России. Завод планируется построить в течение 2014 года.

11

Разрешение на полеты пассажирских самолетов над Москвой

Министерство транспорта РФ 2 мая приняло решение открыть небо над столицей для транзитных рейсов. Летать над Москвой можно будет на высоте не ниже 8 тысяч 100 метров. До сих пор воздушным судам было запрещено пересекать пределы МКАД. С вступлением в силу приказа Минтранса появятся новые маршруты для гражданской авиации. По оценкам экспертов, в случае открытия полетов над Москвой самолетам, идущим на взлет или посадку, пропускная способность московских аэропортов увеличится на 30%.

12

Перебазирование «Трансаэро» из Домодедово во Внуково

Авиакомпания «Трансаэро», являвшаяся до сих пор одним из крупнейших базовых перевозчиков аэропорта Домодедово, объявила о переводе значительной части рейсов во Внуково. Распределение планируется изменить с 70 на 30 в пользу Домодедово на 60 на 40 в пользу Внуково. Этот шаг объяснен перегруженностью Домодедово, не позволяющей в полном объеме обеспечивать потребности.

13

Решение «Аэрофлота» остаться в авиационном альянсе SkyTeam

В конце июня "Аэрофлот" сообщил о возможности выхода из альянса SkyTeam из-за недовольства условиями работы с крупнейшими членами альянса - в первую очередь с американской Delta Airlines. В этой связи высказывались предположения о возможности присоединения компании к другим авиаальянсам – например, к Star Alliance. Однако в конце сентября совет директоров «Аэрофлота» все же проголосовал за сохранение членства в SkyTeam, в то же время обозначив намерение более активно взаимодействовать с не входящими в него компаниями.

14

Возобновление действия сертификата эксплуатанта Red Wings, отозванного после катастрофы во Внуково в конце 2012 года

Федеральное агентство воздушного транспорта приняло решение о допуске авиакомпании Red Wings к выполнению коммерческих пассажирских и грузовых перевозок с 17 июня 2013 года. Росавиация отметила, что в течение последних месяцев в компании произошли серьезные кадровые изменения, были проведены доработки воздушных судов, тренировки экипажей, а также устранены нарушения, выявленные при проверке в начале текущего года. Сертификат эксплуатанта Red Wings был приостановлен в феврале 2013 года после авиакатастрофы во Внуково.

15

Замедление роста рынка авиаперевозок

Пассажиропоток за 9 месяцев 2013 г. вырос на 14,7% до 65,2 млн человек. Наибольший прирост продемонстрировали «Трансаэро» (21,6%) и «Аэрофлот» (18,4%). Данные других компаний оказались заметно ниже – 12,2% у S7, 6,7% у «России» и 6,3% у UTair. Общий рост внутренних перевозок составил 12%, международных – 7,9%. Впервые за два года рост поддерживавшихся субсидиями внутренних перевозок оказался выше, чем международных. В 2012 году рост пассажирских перевозок составил 17,4% (международных – 23,1%, внутренних – 8,1%).

16

Создание «Аэрофлотом» лоукостера «Добролет» и дочерней компании «Аврора»

«Аэрофлот» зарегистрировал компанию-лоукостер под названием «Добролет». В маршрутную сеть лоукостера, использующего узкофюзеляжные Boeing 737-800 NG, будут включены маршруты с наибольшими пассажиропотоками — в том числе из Москвы в Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Самару, Екатеринбург. Первые рейсы будут выполнены весной 2014 г. Инвестиции в проект составят $100 млн в течение первых двух лет. Гендиректором компании назначен создатель «Авиановы» Владимир Горбунов. «Аэрофлот» также представил свою дочернюю компанию «Аврора», созданную на базе «Сахалинских авиатрасс» и «Владивосток Авиа», которая будет заниматься перевозками на Дальнем Востоке. В планы развития «Авроры» заложена перспектива бурного роста: c 2013 по 2018 год количество рейсов должно вырасти со 172 до 534, а число направлений - с 30 до 128.

17

Анонсирование развития аэропорта Раменское как базы лоукост-авиакомпаний

 

К концу 2019 года планируется вывести аэропорт на обслуживание 10 млн пассажиров и обработку 25 тыс. тонн груза. Предполагается развивать аэропорт как площадку совместного базирования экспериментальной, государственной и гражданской авиации. Общая сумма инвестиций  оценивается в 7 млрд руб. Транспортно-выставочный комплекс «Россия» (дочерняя структура госкорпорации «Ростех») планирует развивать Раменское в первую очередь как аэропорт для авиакомпаний-лоукостеров. Ранее губернатор Калужской области Анатолий Артамонов предложил правительству развивать в качестве базы лоукостеров аэропорт Ермолино. Интерес к проекту проявила компания UTair, однако информации о развитии проекта не поступало.

18

Запуск пилотного проекта межрегиональных авиаперевозок в Приволжском округе

В Приволжском округе 1 апреля стартовал пилотный проект межрегиональных пассажирских авиаперевозок, призванный соединить регулярным авиасообщением крупные региональные центры Приволжья. В рамках проекта организовано авиасообщение между 15 крупными городами ПФО, включающее 37 прямых рейсов. К концу ноября 4 маршрута из этих 37 вышли на самоокупаемость (на них приходится 35% пассажиропотока), объявлено об отказе от их субсидирования. В целом с начала 2013 года межрегиональные рейсы перевезли 80 тысяч человек, тогда как за весь 2012 год - 40 тысяч.

19

Подготовка проекта разворачивания сети вертолетных площадок в Москве

Компания "Аэросоюз" объявила о планах окружения Москвы сетью вертолетных площадок – в районе Химок, рядом с Каширским шоссе, около торгового центра "Мега - Белая дача" и Мытищинского рынка, а также в районах Реутово, Ясенево, Долгопрудного, на пересечениях МКАД с Варшавским шоссе и улицей Генерала Дорохова. Площадки предлагается использовать для «скорой помощи», туристических маршрутов, спортивных мероприятий, авиатакси, межрегионального сообщения.

20

Активизация усилий российских авиакомпаний по оснащению самолетов Интернетом и мобильной связью

 

Авиакомпания «Трансаэро» обнародовала планы увеличить к концу 2013 – началу 2014 года число самолетов, оснащенных Интернетом и услугой мобильной связи, до 30. Первоначально в августе 2012 года эти услуги были введены на 13 самолетах.

В свою очередь, «Аэрофлот» объявил об акции по двукратному снижению стоимости доступа в Интернет с 1 ноября по 31 декабря. К концу года число оборудованных интернет-доступом самолетов планируется увеличить до 19. В то же время пользователи выступали с критикой тарифов «Аэрофлота», называя их завышенными в сравнении с многими зарубежными авиакомпаниями.