Члены первого правительства Медведева: активность накануне предстоящей отставки

Версия обзора в формате PDF

 

Приближение президентских выборов естественным образом вызывает турбулентность в коридорах исполнительной власти. Традиционно в период выборов происходит самый значительный объем кадровых перестановок в правительстве. Особенностями нынешнего политического цикла являются:

  • Общая неопределенность относительно будущих приоритетов и курса, а также значимости «внутренних» вопросов (в том числе в экономике) на фоне приоритетности для федеральной власти в последние годы международной политики.
  • Присутствие у части элит ожиданий от борьбы вокруг кандидатуры будущего премьера как ключевой интриги начавшейся избирательной кампании. Споры о будущем Д.Медведева и персоне председателя послевыборного правительства не входят в задачи настоящего обзора. Однако вполне вероятно, что нарастание противоречий между стремлением сохранить устоявшуюся комфортную конструкцию и присутствием запроса на кадровое обновление будет актуализировано в ближайшие месяцы.
  • Серия сигналов во время третьего президентского срока В.Путина о готовности к замене старых проверенных кадров (Б.Грызлов, В.Иванов, С.Иванов, В.Якунин и другие), а также подчеркнутый интерес к более молодому поколению управленцев, проявившийся при назначении новых губернаторов и заместителей министров (более подробно см. обзор «Озеленение кадров» https://fpp.spb.ru/sites/fpp.spb.ru/files/fpp-rejuvenation.pdf ). Вполне закономерны ожидания того, что будущее правительство станет одной из площадок для такого омоложения.
  • Относительная удаленность членов правительства от предвыборной кампании, затрудняющая для них демонстрацию своего вклада в итоговый результат, которая могла бы посодействовать карьерному росту или сохранению нынешней позиции.
  • Разворачивание информационных кампаний вокруг возможных кандидатов на замену. Чаще других героями таких публикаций становятся М.Абызов, А.Дворкович, Л.Кузнецов, С.Лавров, В.Мутко. Масштаб будущих перестановок неясен – соответственно, трудно определить, есть ли смысл бороться за исключение из этих виртуальных «черных списков» или же (в случае ожиданий масштабной ротации уровня 2012 года) шансы на непопадание в ротацию слишком низки, поэтому необходимо сосредоточиться на дорабатывании до конца срока и/или поиске запасных аэродромов.
  • Рост неопределенности вокруг общего статуса членов правительства после ареста А.Улюкаева и судебного процесса над ним.
  • Сравнительно легкая сохраняемость и столь же легкая заменяемость большинства членов кабинета – особенно его кадрового ядра.
  • Возможность интриги вокруг изменения полномочий отдельных ведомств на фоне идей создания «проектного офиса».
  • Подчеркнуто нейтральное отношение общества к правительству, почти не находящемуся в центре повестки. Оно не воспринимается ни как аллерген, ни как автор серьезных успехов – состояние экономики не один год оценивается гражданами как кризисное, а значимые достижения (например, снижение инфляции) не замечаются или, по крайней мере, не признаются респондентами. Сходные проблемы возможны и с оценкой результатов работы внутри власти (включая самооценку). С одной стороны – выступления президента по-прежнему начинаются с позитивных экономических данных. С другой - в моменты публикации негативных данных (в том числе Росстатом) никто ни внутри, ни извне не торопится дезавуировать критику или хотя бы разъяснить позицию кабинета. Во многом такое пребывание в тени служило залогом прочности конструкции в течение 6 лет – но сегодня это одновременно и сила, и слабость.

 

 

Публичные образы членов правительства

 

Политические тяжеловесы

Козак, Колокольцев, Лавров, Мантуров, Трутнев, Шойгу

Кандидаты в аллергены

Васильева, Мединский, Мутко, Рогозин

Команда премьера

Абызов, Дворкович, Коновалов

Символы кадрового омоложения

Никифоров, Орешкин

«Ветераны»

Мень, Ткачев, Шувалов

«Технократы»

 

Голодец, Донской, Новак, Пучков, Силуанов, Скворцова, Соколов, Топилин

«Инкогнито»

Галушка, Колобков, Кузнецов, Приходько, Хлопонин

 

 

Политические тяжеловесы

Чаще других высказываются прогнозы о замене Лаврова и Колокольцева. В случае Лаврова разворачивается почти открытая борьба за кресло – сопровождаемая периодическими слухами о недостаточной мотивации самого министра. При этом с точки зрения публичного присутствия он остается очевидным лидером и является в глазах общественного мнения одним из «символов» внешнеполитического курса. В случае Колокольцева, как правило, звучит тема постепенной уступки влияния руководству Российской гвардии, а также резонансных дел (Захарченко). В то же время Колокольцев склонен к невысокой публичной активности (можно осторожно предположить, что во время его работы в ГУВД Москвы она была даже выше) и, как следствие, не становится в глазах общественного мнения аллергеном при очевидных претензиях общества к качеству работы МВД (особенно на фоне декларируемого роста популярности других правоохранительных органов и силовых структур).

В двойственном положении оказался Дмитрий Козак. Ему поручен ряд значимых тем с потенциалом популярности – в том числе развязка долговых обязательств регионов. Однако принятие решений на этот счет неизбежно сопряжено с вовлечением в споры и конфликты, время от времени выбивающиеся на поверхность. Конфликтными остаются и ряд других курируемых сфер (ЖКХ, строительство), всегда имеющих риски негативного попадания в повестку. Впрочем, Козак в публичной плоскости стремится держаться в тени и в силу снижения узнаваемости не рассматривается в качестве «аллергена».

Карьера других «тяжеловесов» - Дениса Мантурова, Юрия Трутнева и Сергея Шойгу – сравнительно мало привязана к внутриправительственным раскладам, их перспектива в большей степени будет обусловлена общими контурами элитной конфигурации к маю 2018 года.

 

Кандидаты в аллергены

Замена «аллергенов» - достаточно частое событие в российской политической практике. Нередко их отставка откладывается, что позволяет привлечь дополнительную негативную узнаваемость и, соответственно, рассчитывать на больший имиджевый эффект в случае замены. К таким примерам могут быть отнесены Михаил Зурабов, Анатолий Сердюков, отчасти – Дмитрий Ливанов.

Особенность нынешней ситуации в том, что многие традиционно привлекательные для накопления антирейтинга сферы – социальная политика, экономика, армия, сельское хозяйство – вышли из-под удара. В зоне имиджевых рисков пребывают:

Министр образования и науки Ольга Васильева. Будучи призвана олицетворять альтернативный Д.Ливанову полюс в сфере образования, не оказалась до конца принятой консервативной отраслью, крайне сдержанно относящейся к попыткам как собственной модернизации, так и очевидной архаизации. Подчеркнутое недовольство министра доставшимся ей наследием подталкивает ее к ревизии и критике результатов образовательной политики 2000-2016 годов, что вступает в противоречие с пропагандистскими задачами позиционирования этих лет как «золотой эпохи».

Министр культуры Владимир Мединский. Конфликтогенность министра в сочетании с самоощущением отрасли как теряющей былой статус в глазах государства и общества объективно делает Мединского уязвимой персоной, тем более что его достижения за время работы министром носят заведомо дискуссионный и небесспорный характер.

Вице-премьер Виталий Мутко. Несмотря на очевидные успехи, связанные с устранением «шероховатостей» при подготовке Олимпийских игр в Сочи и Чемпионата мира по футболу в России, оказался одним из символов, подтверждающих стереотип об «утрате былой спортивной славы», а также о неудачных действиях РФ в Олимпийском движении (как сторонники бойкота Зимних Олимпийских игр, так и подозревающие российскую сторону в допинговых нарушениях относятся к персоне Мутко с очевидным отторжением). По сути В.Мутко оказался заложником контраста между подогреваемым пропагандой (в том числе спортивной) представлением о «былом величии советского спорта» и имеющимися результатами, воспринимаемыми обществом как несоразмерные общему «величию» России. Уход В.Мутко с поста министра оказался практически не замеченным. Главным аргументом в пользу сохранения В.Мутко в должности остается необходимость проведения Чемпионата мира-2018, однако достаточно успешное сооружение спортивной инфраструктуры постепенно снижает тревоги относительно его возможного «срыва».

Вице-премьер Дмитрий Рогозин. Дефицит достижений в космической отрасли весьма чувствителен для общественного мнения, а другие курируемые Рогозиным сферы (например, оборонно-промышленный комплекс) в большей степени ассоциируются с Министерством обороны. Сильными сторонами вице-премьера являются отсутствие стремления перетянуть на себя славу за позитивные результаты в работе ОПК, а также ниша радикала, периодически востребованного во внешнеполитической риторике. В то же время нехватка связанных с персоной вице-премьера достижений может оказаться уязвляющим фактором с точки зрения имиджа будущего кабинета.

 

Команда премьера

Несмотря на общность в части идентификации с персоной Дмитрия Медведева, представители этой категории демонстрируют существенно разные модели поведения.

Михаил Абызов, уклоняясь от акцента на результативности работы открытого правительства (с учетом очевидного дефицита истории успеха у этого проекта), в последнее время переносит акцент на риторику социальной пользы от развивающихся современных технологий, а также на возможность реорганизации работы будущего кабинета министров за счет внедрения принципов проектного управления.

Аркадий Дворкович не стал символом достижений курируемых им областей (хотя ситуация во многих из них была в целом благоприятна), однако оказался одним из символов противостояния условных «рыночников» тенденциям монополизации и огосударствления ключевых секторов экономики. Многообразие ресурсов и рисков от такого образа в сочетании с разноречивыми ожиданиями относительно персоны премьера делает Дворковича одним из самых малопредсказуемых с точки зрения карьерного потенциала чиновников.

Александр Коновалов удачно ушел в тень, не вовлекаясь в публичные скандалы даже во время принятия многих резонансных законопроектов, кардинально меняющих правила в российской политике. Из его действий однозначно не вытекает ответ на вопрос о том, является ли такая линия сознательным желанием уйти из-под удара или равнодушием к собственным публичному позиционированию и карьерным перспективам.

 

Символы кадрового омоложения

Назначение Николая Никифорова и Дмитрия Орешкина было вызовом принятым правилам игры с точки зрения как возраста, так и дефицита публичного бэкграунда до момента назначения. Однако предпринятые после этого кадровые шаги (например, при ротации губернаторов) показали, что такой стиль решений получает все большее распространение. Основной интригой здесь является вопрос о том, будут ли назначенцы 80-х годов рождения ощущать себя единой командной с близкими взглядами и подходами или же между ними развернется борьба за выдавливание ровесников и монополизацию ниши «молодых перспективных чиновников».

 

 

«Ветераны»

Игорь Шувалов. По политической траектории отчасти напоминает Александра Жукова, совершив переход от претензий на роль фигуры № 2 в кабинете министров до поисков более узкой ниши ответственности.

Михаил Мень. Сумел придать смысл образованному «под него» ведомству, став влиятельным игроком в сфере строительства и ЖКХ. В то же время с учетом специфики работы этих отраслей результаты работы не считаются ни блестящими, ни провальными.

Александр Ткачев. Наработал репутацию «первого среди равных» лоббистов в сфере АПК со всеми сопутствующими этому плюсами (понимание внутреннего устройства отрасли) и издержками (подозрения в конфликте интересов).

 

Технократы

К этой категории могут быть отнесены члены кабинета, подчеркнуто сосредоточенные на исполнении текущих обязанностей. Их бэкграунд, политический опыт, уровень влияния неодинаковы.

 

Способные привлекать лоббистскую и политическую поддержку

Ольга Голодец. Хотя позиция вице-премьера по социальной политике неизбежно порождает конфликты в отношениях с обществом и с региональными властями, продемонстрировала способность избегать публичных столкновений и не превратиться в собирателя антирейтинга для правительства.

Александр Новак. Не имея возможности оказывать определяющее влияние на многие решения в сфере деятельности государственных компаний, оказался высоко результативен в международных переговорах с участниками нефтяного и газового рынка. В то же время прогнозы о постепенном переходе в категорию «политических тяжеловесов» пока не получили подтверждения.

Антон Силуанов. Вслед за А.Кудриным наработал репутацию «незаменимого» и вечного в случае сохранения существующих подходов власти к монетарной политике.

Максим Соколов. Остается объектом различных карьерных ожиданий (губернаторство в Санкт-Петербурге) и информационных атак (кризис вокруг «ВИМ-авиа»). Однозначной репутации успешного или неудачливого руководителя отрасли не создал.

 

Функционеры

Сергей Донской. Демонстрировал подчеркнутое спокойствие в связи с тем, что многие ключевые вопросы в сфере работы нефтегазовых госкомпаний и экологии решались за рамками его ведомства.

Владимир Пучков. Не разрушал стереотип части населения о том, что главой МЧС остается Сергей Шойгу. Сумел избежать прогнозировавшейся многими активности правоохранительных органов в отношении контроля над средствами МЧС, хотя в немалой степени это определялось политическими позициями Шойгу.

Вероника Скворцова, Максим Топилин. Близки к категории «инкогнито», однако в силу ведомственной специфики вынуждены были больше присутствовать в публичной плоскости.

 

 

«Инкогнито»

 

Даже в сравнении с не слишком активными в публичной плоскости «технократами» целая группа членов правительства – Александр Галушка, Павел Колобков (сравнительно часто упоминаемый в прессе, но от этого ничуть не более узнаваемый), Лев Кузнецов, Сергей Приходько, Александр Хлопонин – стремятся без необходимости не напоминать о себе и избегают формулирования KPI подведомственных им блоков. Это позволяет им предотвратить попытки инициировать дискуссию о результатах работы (публичные атаки идут только на «кавказский» блок). Внешне же складывается ощущение, что сохранение ими должностей (равно как и сохранение курируемых ими ведомств) не является целью, за которую они ведут мощную аппаратную и политическую борьбу.

 

 

 

 

 

 

Медиа-присутствие членов правительства в сентябре – декабре 2017 года по данным «Медиалогии»

 

 

 

Упоминание фамилий в заголовках федеральных СМИ

Удельный вес в публикациях с заголовками

Пози-тив

Нега-

тив

Коэффи-циент пози-

тива

Абызов

432

0,5%

36

3

11

Васильева

1939

2,1%

312

131

1,38

Галушка

293

0,3%

12

12

-

Голодец

1753

1,9%

112

2

55

Дворкович

4514

4,8%

149

629

-3,2

Донской

835

0,9%

108

17

5,35

Козак

538

0,6%

52

0

52

Колобков

2672

2,9%

177

0

177

Колокольцев

1165

1,2%

125

17

6,35

Коновалов

60

0,06%

1

0

-

Кузнецов

99

0,1%

8

5

-

Лавров

23623

25,31%

591

305

0,93

Мантуров

1696

1,8%

156

12

12

Мединский

8850

9,5%

984

3381

-2,4

Мень

1000

1,0%

74

13

4,69

Мутко

9107

9,8%

157

1311

-7,4

Никифоров

855

1,9%

78

4

18,5

Новак

3744

4,0%

251

4

61,7

Орешкин

5439

5,8%

261

116

1,25

Приходько

28

0,03%

2

0

-

Пучков

1034

1,1%

172

8

20,5

Рогозин

3079

3,3%

228

117

0,98

Силуанов

4137

4,4%

65

57

0,14

Скворцова

2088

2,2%

116

44

1,63

Соколов

1941

2,1%

220

677

-2,1

Ткачев

2675

2,9%

157

178

-0,1

Топилин

1088

1,2%

23

10

1,3

Трутнев

1314

1,4%

172

6

27,6

Хлопонин

251

0,3%

36

0

36

Шойгу

5770

6,2%

511

104

3,91

Шувалов

1314

1,4%

67

29

1,31

 

Проанализированы данные «Медиалогии» с 1 сентября по 19 декабря. В первом разделе упомянуто абсолютное количество публикаций федеральных СМИ с упоминанием фамилии в заголовке. В разделах «позитив» и «негатив» указано число проиндексированных системой публикаций с указанием на то, что упомянутый член кабинета играл в статье главную роль.

 

 

 

Самые любимые СМИ члены правительства

 

 

Позитив

Негатив

Коэффи-циент позитива

Колобков

177

0

177

Новак

251

4

61,7

Голодец

112

2

55

Козак

52

0

52

Хлопонин

36

0

36

 

 

Самые не любимые СМИ члены правительства

 

 

Позитив

Негатив

Коэффи-циент позитива

Ткачев

157

178

-0,1

Соколов

220

677

-2,1

Мединский

984

3381

-2,4

Дворкович

149

629

-3,2

Мутко

157

1311

-7,4

 

 

Возраст действующих членов правительства

 

1950

Лавров

1965

Кузнецов, Хлопонин

1955

Шойгу

1967

Топилин, Шувалов

1956

Трутнев

1968

Донской, Коновалов, Соколов

1957

Приходько

1969

Колобков, Мантуров

1958

Козак, Мутко

1970

Мединский

1959

Пучков

1971

Новак

1960

Васильева, Мень, Скворцова, Ткачев

1972

Абызов, Дворкович

1961

Колокольцев

1975

Галушка

1962

Голодец

1982

Никифоров, Орешкин

1963

Рогозин, Силуанов

 

 

 

Стаж действующих членов правительства

 

2004

Лавров

2007

Козак

2008

Коновалов, Мутко*, Шувалов

2011

Рогозин, Силуанов

2012

Абызов, Голодец, Дворкович, Донской, Колокольцев, Мантуров, Мединский, Никифоров, Новак, Пучков, Скворцова, Соколов, Топилин, Шойгу

2013

Галушка, Мень, Приходько, Трутнев

2014

Кузнецов, Хлопонин

2015

Ткачев

2016

Васильева, Колобков, Орешкин

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Историческая ретроспектива. Обзор перестановок в правительстве РФ в период во время, близкое к президентским выборам

Период

Позиция

Ушли / Пришли

Сохранили посты

Ноябрь 2003 - май 2004

Председатель правительства

Вице-премьеры

 

 

Руководитель аппарата

Министр по атомной энергии

Министр внутренних дел

Министр ЧС

Министр антимонопольной политики

Министр по делам печати

Министр по налогам и сборам

Министр здравоохранения

Министр имущественных отношений

Министр иностранных дел

Министр культуры

Министр обороны

Министр образования

Министр природных ресурсов

Министр промышленности

Министр путей сообщения

Министр регионального развития

Министр связи

Министр сельского хозяйства

Министр транспорта

Министр труда и соцразвития

Министр финансов

Министр экономического развития

Министр энергетики

Министр юстиции

Министры

М.Касьянов / М.Фрадков

В.Христенко

Б.Алешин, А.Гордеев, Г.Карелова, А.Кудрин, В.Яковлев / А.Жуков

К.Мерзликин / Д.Козак

А.Румянцев / преобразовано в Росатом

Б.Грызлов / Р.Нургалиев

 

И.Южанов / преобразовано в ФАС

М.Лесин / преобразовано в Роспечать

Г.Букаев / преобразовано в ФНС

Ю.Шевченко / М.Зурабов

Ф.Газизуллин / преобразовано в Росимущество

И.Иванов / С.Лавров

М.Швыдкой / А.Соколов

 

В.Филиппов / А.Фурсенко

В.Артюхов / Ю.Трутнев

И.Клебанов / В.Христенко

В.Морозов / упразднено

-- / В.Яковлев

 

 

С.Франк / И.Левитин

А.Починок / (вошло в Миндрав)

 

 

И.Юсуфов / включено в Минпромэнерго

 

С.Ильясов, В.Зорин / --

 

 

 

 

 

 

 

С. Шойгу

 

 

 

 

 

 

 

С.Иванов

 

 

 

 

 

Л.Рейман

А.Гордеев

 

 

А.Кудрин

Г.Греф

 

Ю.Чайка

Сентябрь 2007 - май 2008

Председатель правительства

 

Первые вице-премьеры

Вице-премьеры

 

Руководитель аппарата правительства

Министр внутренних дел

Министр здравоохранения и соцразвития

Министр иностранных дел

Министр культуры

Министр обороны

Министр образования и науки

Министр промышленности и энергетики

Министр природных ресурсов

Министр регионального развития

Министр связи

Министр сельского хозяйства

Министр спорта, туризма и молодежной политики

Министр транспорта

Министр ЧС

Министр финансов

Министр экономического развития

Министр энергетики

Министр юстиции

Первый заместитель председателя ВПК – министр

 

 

 

 

М.Фрадков / В.Зубков

В.Зубков / В.Путин

С.Иванов, Д.Медведев / В.Зубков, И.Шувалов

С.Нарышкин / И.Сечин, С.Собянин

 

С.Нарышкин / С.Собянин

 

М.Зурабов / Т.Голикова

 

А.Соколов / А.Авдеев

 

 

 

 

В.Яковлев / Д.Козак

Л.Рейман / И.Щеголев

 

-- / В.Мутко

 

 

 

 

Г.Греф / Э.Набиуллина

- / С.Шматко

В.Устинов / А.Коновалов

В.Путилин / --

 

 

 

 

 

 

А.Жуков, А.Кудрин

 

 

Р.Нургалиев

 

С.Лавров

 

А.Сердюков

А.Фурсенко

В.Христенко

Ю.Трутнев

 

 

А.Гордеев

 

 

И.Левитин

С.Шойгу

А.Кудрин

Октябрь 2011 - Май 2012

Председатель правительства

Первый вице-премьер

Вице-премьеры

 

 

Руководитель аппарата правительства

Министр внутренних дел

Министр здравоохранения и соцразвития

 

Министр иностранных дел

Министр культуры

Министр образования и науки

Министр обороны

Министр природных ресурсов

Министр промышленности и торговли

Министр регионального развития

Министр связи и коммуникаций

Министр сельского хозяйства

Министр спорта

Министр транспорта

Министр финансов

Министр ЧС

Министр экономического развития

Министр энергетики

Министр юстиции

Министр по развитию Д.Востока

Министр

В.Путин / Д.Медведев

В.Зубков / --

В.Володин, А.Жуков, С.Иванов, И.Сечин /

О.Голодец, А.Дворкович, Д.Козак, Д.Рогозин, В.Сурков

В.Володин / А.Вайно / В.Сурков

Р.Нургалиев / В.Колокольцев

Т.Голикова / Минздрав В.Скворцова, Минтруд М.Топилин

 

А.Авдеев / В.Мединский

А.Фурсенко / Д.Ливанов

 

Ю.Трутнев / С.Донской

В.Христенко / Д.Мантуров

В.Басаргин / О.Говорун

И.Щеголев / Н.Никифоров

Е.Скрынник / Н.Федоров

 

И.Левитин / М.Соколов

А.Кудрин / А.Силуанов

С.Шойгу / В.Пучков

Э.Набиуллина / А.Белоусов

С.Шматко / А.Новак

 

-- / В.Ишаев

-- / М.Абызов

 

И.Шувалов

 

А.Хлопонин

 

 

 

 

 

С.Лавров

 

 

А.Сердюков

 

 

 

 

 

В.Мутко

 

 

 

 

 

А.Коновалов

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Активность правоохранительных активностей вокруг министерств в 2015-2017 гг. (таблица сейчас дорабатывается)

 

Активность правоохранительных активностей вокруг министерств в 2015-2017 гг.

 

 

 

МВД

2015 – арест начальника управления ФМС Веры Митрофановой

2015 – возбуждение уголовного дела в отношении бывшего замминистра - начальника следственного департамента МВД Юрия Алексеева

2016 – арест экс-замначальника управления «Т» антикоррупционного управления Александра Захарченко

2017 – приговор к 22 годам лишения свободы экс-начальнику ГУЭБиПК Денису Сугробову (в декабре снижен до 12 лет)

Министерство юстиции

2015 – арест экс-директора ФСИН Александра Реймера (приговорен в 2017 к 8 годам лишения свободы)

2017 - арест замдиректора ФСИН Олега Коршунова

Министерство культуры

2016 – арест замминистра Григория Пирумова (приговорен в 2017 к 1,5 годам лишения свободы, освобожден в зале суда в связи с отбытием срока) и начальника департамента управления имуществом и инвестиционной политики (ДУИПП) Бориса Мазо (в 2017 году освобожден в зале суда, остальные обвиняемые получили различные сроки заключения)

2017 – обыски у директора департамента инвестиций, реставрации и строительства Министерства культуры Артема Новикова

2017 – обыски в кабинете начальника департамента Минкульта Максима Кононова

Министерство связи

2017 – домашний арест 3 чиновников Роскомнадзора, включая пресс-секретаря Вадима Ампелонского

Министерство экономического развития

2017 – задержание министра Алексея Улюкаева. В декабре 2017 приговорен к 8 годам лишения свободы

2017 – арест замглавы Росимущества Елены Паткиной

Министерство финансов

2016 – обыски в рабочем кабинете и доме главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова

Министерство обороны

2015 – возбуждение дела против замначальника департамента имущественных отношений Минобороны Александра Горшколепова (приговорен в 2016 году к 7 годам и 9 месяцам лишения свободы)

2015 – передача в суд материалов уголовного дела бывшего директора департамента планирования и координации материально-технического обеспечения Минобороны генерал-лейтенанта Сергея Жирова (осужден на 3 года, амнистирован в 2016 году)

2016 – арест бывшего первого замдиректора Федерального агентства специального строительства (Спецстрой России) Александра Загорулько и замдиректора Александра Бурякова

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Данные социологии о работе правительства

 

 

Фонд «Общественное мнение»

 

 

 

ВЦИОМ

 

 

 

 

 

Левада-Центр

 

 

 

 

Центр социологических исследований РАНХиГС